Международный центр исследований развития человека ТГУ присоединился к кросс-культурному проекту по изучению агрессии в школьной среде

Международный центр исследований развития человека ТГУ присоединился к кросс-культурному проекту, который реализует Индоевропейская сетевая исследовательская программа по социальным наукам. Проект направлен на исследование особенностей понимания буллинга школьниками разных стран.

Буллинг – это намеренная, повторяющаяся физическая или психологическая агрессия со стороны одного человека или группы людей по отношению к другому человеку. Это явление может проявляться в разных коллективах, в том числе и в школах. В последнее время также изучается проблема кибер-буллинга – психологического давления в социальных сетях в процессе общения школьников. 

Проблема буллинга встречается во многих культурах, но в разных странах понимание данного явления различается. Кроме того, в некоторых культурах вообще не существует аналога термину «буллинг» и есть только названия различных его аспектов (например, исключение из коллектива, психологическое давление, оскорбление и др.).

В рамках исследования ученые проведут фокус-группы со школьниками, направленные на определение словаря детей для описания различных аспектов такого поведения. Также пройдет работа в нескольких школах Томска, где ученикам будет предложено оценить, насколько схематические картинки относятся к различным аспектам буллинга. Исследование направлено на выявление универсальных и культурно-специфичных форм проявления явления. Данные, собранные в России, будут включены в масштабную кросс-культурную базу данных для статистического анализа.

Полная версия статьи доступна на сайте ТГУ.